Изображение недоступно
Slider
 


ВХОДИТ В
Российский PR-портал
 
8888
 

- не только поделятся опытом и обсудят актуальные проблемы образования в своем кругу, но и побывают в учебных заведениях поселков Елизарово, Луговской (Ханты-Мансийский район), Карымкары, Шеркалы, Нарыкары (Октябрьский район) и Березово (Березовский район). Лучшие преподаватели математики, физики, информатики, русского языка и литературы, иностранного языка, родных языков (ханты, манси), истории, биологии, музыки проведут мастер-классы и консультации для местных учителей.

 

Следует отметить, что "Просветительский теплоход" выйдет в плаванье уже третий раз. За два предыдущих года более 400 учителей ХМАО посетили мастер-классы лучших педагогов. Нынешний рейс сделает еще более реальной достижение главной цели форума – повышения квалификации руководителей и учителей образовательных учреждений Югры.

Теплоход специального назначения

Хроника педагогического форума «Лучшие педагоги Югры»

День первый. И хороший пример заразителен

Педагогический форум «Лучшие педагоги Югры» начал свою работу в строгом соответствии с этим сообщением информагентства. Утром 4 сентября к прибывшим на теплоход «Самарово» накануне педагогам из Москвы присоединились ханты-мансийские коллеги, и группа «педагогического спецназа» стала полностью сформированной. В том, что эти люди действительно обладают незаурядными знаниями и навыками, позволяющие им решать самые сложные педагогические задачи, я убедился уже во время первой остановке «Просветительского теплохода» в поселке Елизарово Ханты-Мансийского района.
Гостей встречала практически вся школа. И это не преувеличение. В школе всего 59 учеников и 16 учителей (вместе с начальной школой-садом). Этот факт не очень бы удивил прибывших, если бы не само здание школы: новая постройка с полным набором современных атрибутов - предметных кабинетов, спортивного и актового залов, душевых…
Знакомство со школой и небольшой концерт в исполнении разновозрастного творческого коллектива стали логичной прелюдией к главному – мастер-классам, которые провели гости. К их началу учителей в школе заметно прибавилось – подтянулись педагоги из соседних школ. В целом собралось 50 человек.
Свое знакомство с работой профессионалов высокого класса решил начать в кабинете химии, где демонстрировали свое педагогическое искусство биолог из Новосибирской области Александр Буханистов, учительница химии из Калужской области Анжела Пинюкова и представительница ханты-мансийской педагогической школы, учительница химии и биологии из села Кышик Наталья Бахман.
Скажу без преувеличения, если бы в свое время у меня были такие учителя по этим предметам, то еще не известно, какую бы дорогу в жизни я выбрал. Это были не уроки в обычном представлении, а захватывающие действа, в которые включались все присутствующие. Особенно яркий «интерактив» устроил Александр Буханистов. Вместе с «учениками» он выстраивал модель клетки, иллюстрировал происходящие в ней процессы. Делился педагогическими «хитростями». Его ученики, например, на уроках могут пользоваться шпаргалками, если сами их сделали, могут отказаться от ответа, реализуя, таким образом, свое право на молчание. А еще в арсенале Александра есть масса психологических уловок, побуждающих ребят к хорошей учебе без принуждения.
По горячим следам напросился вывод: у этих людей учиться плохо невозможно.
Мое мнение полостью поддержал директор школы Игорь Лелюк. По его словам, после первого «Просветительского теплохода», который также останавливался в Елизарове, у его учителей «глаза загорелись»: стремление к профессиональному творчеству оказалось заразительным. Теперь практически у каждого появились персональные «придумки», проснулся интерес к опыту коллег. Может быть, в том числе и поэтому из 9 нынешних выпускников 8 поступили в вузы и 1 – в колледж, большинство выбрали профессию педагога.
… Теплоход «Самарово» отчалил от пристани «Елизарово» уже затемно. Завтра утром остановка в поселке Карымкары. Это уже Октябрьский район.

День второй.

Будто компенсируя нам перенесенное по причине непогоды неудобство, хозяева в самом начале предложили небольшой, но просто прекрасный концерт. Отличный сценарий, хорошая режиссура, полная раскованность самодеятельных артистов. Танцы, песни, стихи, миниатюры и … никто ни разу не сбился с текста, даже не запнулся. Причина такого «профессионализма»: в школе - сильная команда КВН, вот уже три года берущая призы клуба веселых и находчивых Октябрьского района.
«Нас утро встречает прохладой, нас ветром встречает река…». Как будто именно это утро на Оби описал поэт. Разве что для полноты картины следовало бы добавить: «Туман, туман – седая пелена». Мы у причала, но не видно даже ближнего берега. Проходит минут двадцать - и, как на фотобумаге, опущенной в реактив, начинают проявляться очертания неких строений, потом на переднем плане возникает четкая надпись на металлическом щитке «Карымкары».
Нас уже ждут с хлебом-солью, нам рады. Смею утверждать это, потому что вижу искренность эмоций. Как старые знакомые, некоторые наши коллеги обнимаются с хозяевами, приветствуя друг друга по именам: теплоход заходил сюда в прошлом году. Есть тому и другие причины. Все-таки это не Ханты-Мансийск, где столичные знаменитости выступают едва ли не чаще, чем в Москве. Наш «десант» в сибирской северной глубинке – событие, несущее свежие впечатления, новое знание, приятное и полезное общение. А сопутствующие хлопоты в связи с этим - не тягостные.
И здесь, как в Елизарово, школа – не только самое современное, самое красивое здание. Это почти культовое учреждение, вокруг которого организуется вся жизнь поселка.
Меня, признаться, немного смущал тот факт, что теплоход идет по прошлогоднему маршруту, что ядро нашей команды – это люди, уже выступавшие перед местными учителями. Сомнения оказались напрасными. Люди творческие не стоят на месте. За год у каждого появились новые интересные наработки. Впервые в этом году в состав педагогической сборной страны вошли лучшие югорские преподаватели. Расширился круг специалистов-предметников. Надо было видеть, какой воодушевленной была завуч Карымкарской школы Наталья Самойлова после мастер-класса, который провел для учителей начальной школы их коллега из Сургутского района Хафиз Гарипов. Есть чему поучиться и у своих соседей!
Но настоящей сенсацией дня стали не камерные мастер-классы, а публичные лекции в исполнении учителя литературы из города Череповца Вологодской области Андрея Успенского, биолога из Новосибирской области Александра Буханистова и народного учителя России из Рязани Екатерины Филипповой.
То, что сотворили они на сцене – а именно с нее обращались к залу лекторы, - можно без преувеличения назвать «театром одного педагога». Словно матерые мастера сценического искусства, они с первых фраз захватывали внимание публики, вовлекали в ее в процесс совместного познания и, на высокой драматической ноте достигнутого результата, под аплодисменты коллег заканчивали свои мини-спектакли. Даже моя изначальная искусственная установка на скепсис пала, например, после оригинального анализа хрестоматийного блоковского «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», который сделал Андрей Успенский. Ну, не дают за просто так звание «Учитель года России», которого он удостоен в 2006!
В конце дня хозяева опять пригласили всех в актовый зал. Теперь главными зрителями были гости. На сцену с номерами художественной самодеятельности поочередно выходили учителя Карымкарской, Мало-атлымской, Зареченской, Комсомольской, Кормужиханской, Горнореченской, Большелемушинской школ Октябрьского района. Как умели, так и выступили. Главное – от души.
Именно душевное единение участников было самым значимым итогом очередного дня педагогического форума «Лучшие педагоги Югры». А их количество увеличилось еще на 80 человек.

День третий. Не стоит село без школы

В нашем, уже можно сказать, коллективе (успели познакомиться поближе и даже увидеть друг друга в деле) первое событие – день рождения Романа Волкова, математика из Рязани. 33 года – возраст Христа, возраст физической и интеллектуальной зрелости человека. Роман – классическая иллюстрация этого определения: умница, остряк, душа компании. За плечами – вожатская работа во Всероссийском детском центре «Орленок», учительство и признание лучшим учителем Рязанской области, а теперь - директорство в общеобразовательной школе. По такому случаю завтрак получился празднично-торжественным: «официальные» поздравления от куратора акции – главного специалиста Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Гусевой и «предводителя» московской группы педагогов Дарьи Журавленко, которая представляет еще одного организатора «Просветительского теплохода» - «Учительскую газету». И масса добрых пожеланий от коллег под чай и тортик.
С полученным в результате прекрасным эмоциональным зарядом наш «десант» высадился на территорию поселка Шеркалы.
Как ни странно, по мере продвижения на Север – а мы уже отплыли от Ханты-Мансийска на 310 километров - поселки становятся все крупнее. Несколько магазинов, в том числе частных, дом девятнадцатого века, в котором жил местный купец, церковь в центре на возвышенности. Строятся новые жилые дома. В отличие от основной массы серых невыразительных строений, они отделываются бело-голубым сайдингом, сразу привлекая к себе внимание. Значит, чувствуют люди перспективу, коль основательно обустраивают свою жизнь.
И все же самое видное строение – величавое, красного кирпича, двухэтажное здание школы, со столь же основательной пристройкой интерната. Действительно храм знаний. И не только знаний. Та же церковь открывается лишь несколько раз в год. Школа работает практически без выходных. Секции, кружки, соревнования, самодеятельность… Как раз сегодня здесь проходят районные соревнования «Школа выживания». Рядом со школьным двором раскинулся внушительный палаточный городок. Даже в здании слышны крики болельщиков, подбадривающих своих товарищей на финише спортивного ориентирования. Тон задают шеркальские школьники. По-другому и быть не может. Местная команда – лучшая в округе, в этом году представляла его на российских соревнованиях, где заняла пятое место. Крупный успех!
Шеркальская школа - экспериментальная площадка по теме «Воспитание культуры межнационального общения учащихся». Предметы быта, национальная одежда, макеты жилищ – часть школьного интерьера. Плюс богатый краеведческий музей. Регулярно выходит школьная газета, три приложения к ней. Лучшие материалы перепечатывает местная районка.
Недалеко от поселка в лесу школа имеет свою базу – эколого-этнический центр. Летом здесь отдыхают и работают до 500 детишек.
Кроме того, в школе ведется профессиональное обучение. Выпускники получают специальности оператора ЭВМ, тракториста, секретаря-машинистки, швеи. Начинают готовить еще и по специальностям охотовед, рыбак, мастер декоративно-прикладного искусства – нужные здесь профессии.
В целом школа обеспечивает той или иной работой большую часть взрослого населения поселка.
Показалось, что и учителя здесь более раскованные, активные. Поэтому и мастер-классы, как правило, превращались в дискуссионные центры. Немудрено, если 23 учителя – участники фестиваля «Педагогических идей «Открытый урок», который проводит издательский дом «1 сентября».
Замечено не нами: чем более творческий человек, тем сильнее его тяга к новому, стремление расти профессионально. Здесь тот же случай. В результате, и хозяева, и гости остались очень довольны общением.
Врезалась в память фраза преподавателя ОБЖ из села Перегребное, сказанное нам на прощанье во время посещения палаточного городка: «Пусть у вас все будет хорошо, а мы выживем!». Этот оптимизм внушает полное доверие.

День четвертый. Директор на все случаи жизни

Деревня Нижние Нарыкары встретила нас убористым дождем и … проблемой. Раскисший крутой берег представлял собой серьезное препятствие, грозящее, как минимум, основательно испачканной обувью, и, как максимум, возможностью «ударить лицом в грязь». К счастью, благодаря усилиям галантных кавалеров и подложенным хозяевами мосткам, ограничились в основном минимумом.
Но это легкое огорчение вскоре было позабыто. В каждой школе, где мы побывали, была своя изюминка, своя сильная отличительная сторона.
Будто компенсируя нам перенесенное по причине непогоды неудобство, хозяева в самом начале предложили небольшой, но просто прекрасный концерт. Отличный сценарий, хорошая режиссура, полная раскованность самодеятельных артистов. Танцы, песни, стихи, миниатюры и … никто ни разу не сбился с текста, даже не запнулся. Причина такого «профессионализма»: в школе - сильная команда КВН, вот уже три года берущая призы клуба веселых и находчивых Октябрьского района.
Впрочем, немало интересной информации о школе мы узнали заранее.
Во-первых, «Просветительский теплоход» уже дважды бывал в Нижних Нарыкарах. С ними даже связано забавное приключение, ставшее первой теплоходной легендой, - в прошлом году здесь забыли трех человек. Эффективности действий дирекции школы по возвращению судна обратно, учитывая наличные возможности, могли бы позавидовать службы МЧС.
Во-вторых, в нашей команде – учительница истории этой школы Елена Максимова – интересный творческий человек, обладатель Гранта Президента России 2007 года, которая с большой любовью рассказала мне о своих коллегах и учениках. Здесь 24 учителя и 101 ученик. 57 школьников – коренных национальностей, поэтому эко-этническая проблематика занимает большое место в учебном и воспитательном процессе. А разве не повод для гордости тот факт, что 15 из 19 выпускников этого года поступили в вузы на бюджетное обучение, что директор школы Владимир Воробьев признан лучшим директором округа!
Впрочем, роль Владимира Анатольевича в деревне особая. Фактически он здесь олицетворяет не только педагогическую власть. До административного центра села Перегребное отсюда 60 километров по бездорожью. Так что по социально-хозяйственным и экстренным вопросам люди идут в школу.
…После концертной «артподготовки» в дело вступила «группа захвата педагогического спецназа» - на сцену поочередно вышли со своими программами историк Сергей Букинич, учитель французского Екатерина Филлипова, математик Роман Волков и биолог Александр Буханистов. Они успешно провели «окружение группировки» из 80 участников педагогического форума (в Нижние Нарыкары прибыли учителя из двух школ поселка Перегребное и Челашинской школы), и тем самым подготовили благодатную почву для ее разбивки на мастер-классы.
После почти двухчасового общения на мастер-классах гости и хозяева почувствовали такую близость, что на одном дыхании сообща сотворили веселый капустник.
Расставались друзьями. На этот раз никого не забыли.

День пятый. Урок о жизни

Точка возврата нашего водного похода по «городам и весям» Югры – городское поселение Березово. Его местоположение на карте знает практически каждый любитель отечественной истории, благодаря, конечно же, сподвижнику Петра I Александру Меншикову, наказанному ссылкой едва ли не в самое гиблое по тем временам место России и нашедшему здесь свой последний приют. Но прочувствовать весь трагизм его положения мне, большому любителю старины, не удалось, даже включив на всю мощь воображение. Хозяева предусмотрели время, чтобы познакомить нас с достопримечательностями, показать свой прекрасный музей. Мы увидели современный аккуратный городок, который по благоустройству и инфраструктуре даст фору многим подобным поселениям даже столичного региона. На улицах многолюдно. Народ, и по одежде, и по манере держаться, ничем не отличается от подмосковных жителей. К тому же и погода еще стоит мягкая.
По югорской закономерности, наиболее внушительное здание – школа. Как никак, самое присутственное место - более шестисот учащихся, которые по случаю педагогического форума получили сегодня выходной. Их места в классах заняли учителя. И до чего ж эти учителя оказались жадными до знаний! Об этом с восторгом говорили «лучшие учителя России и Югры» вечером на теплоходе. Но я и сам был свидетелем того, как преподаватели информатики Березовской средней школы Ольга Птицына и Мария Кулбаева «терзали» на мастер-классе его ведущую Любовь Зайцеву из Горноправдинской школы-интернат Ханты-Мансийского района, выведывая секреты работы в фотошопе. Правда, Любовь Ивановна была только рада этому. По ее словам, в Березовской школе информатика поставлена хорошо, что встречается пока еще не везде. В ответ на огорчение «учениц», что время мастер-класса истекло, Любовь Ивановна «сбросила» разработки своих уроков им на компьютер. Знаю, что и другие мастера поступали так же.
За работой время пролетает быстро. И вот уже, как и утром, все собрались в актовом зале. Подводя итог пятого дня педагогического форума, председатель районного комитета образования Ангелина Асланова, которая все время была с нами, не удержалась от эмоциональной оценки увиденного и услышанного на мастер-классах. «Это не просто урок русской литературы, это урок о жизни, наука о жизни», - такой лестный отзыв из ее уст, в частности, получил Андрей Успенский.
По-моему, в этих словах - квинтэссенция педагогического форума «Лучшие педагоги Югры». Пусть каждый ваш урок, дорогие учителя, будет уроком о жизни!
До свидания, Березово! Встречай нас, Ханты-Мансийск!

Дни шестой и седьмой. Мастер из мастера мастера мастерит

Этот каламбур-скороговорка родился под впечатлением от мастер-классов и творческих мастерских, которые прошли уже непосредственно на теплоходе. В общем-то, они не были обязательными. Команда наша славно поработала, а речные медленные воды, казалось бы, должны настраивать на созерцательность и покой. Но не тут-то было. Разговоры «за жизнь» то и дело превращались в разговоры о работе. Куда от этого денешься: у людей, одержимых своим делом, работа стоит во главе угла. Да и педагогический форум еще не закончен.
Первой пригласила коллег в кают-компанию Надежда Довгаль, учитель-логопед Белоярской средней общеобразовательной школы № 1 Сургутского района, обладатель Гранта губернатора Югры 2008 года. В каждой школе после ее мастер-классов я встречал сияющих людей с куклами-марионетками в руках. По истечении каких-то полутора часов благостные выражения лиц и прекрасные куклы, сделанные собственноручно, были у всех участников мастер-класса «Куклотерапия в педагогической практике». Не видел бы сам все от начала до конца – не поверил бы, что такое возможно. Очень кстати пришелся мастер-класс физику из Ейска, заслуженному учителю Кубани Андрею Семке: кукла-поделка - отличный подарок сыну Васе, которому только что исполнилось два годика.
На следующий день с не меньшим азартом работали коллеги в «мастерской» учителя географии из Сыктывкара, кандидата экономических наук Инны Каракчиевой. То, что поведала она своим товарищам, по-моему, и есть тот самый «звездный опыт», о котором сообщал транспарант в одной из школ. Она не просто великолепный педагог-новатор, но и прекрасный теоретик-методист. Предложив коллегам на выбор темы – «Исследование», «Проектирование» или «Гранты», в итоге была ими принуждена выкладываться по всем трем темам.
Постигая науку исследовательско-проектных изысканий от Инны Каракчиевой, мастера педагогического дела, в том числе, определили основные проблемы современного российского образования и пути их решения. Любопытные получились работы.
Да, делу время, но и потехе час все-таки нашелся. Теплоход дважды причаливал к пустынным берегам, и наша педагогическая сборная смогла хорошенько размяться сбором грибов и ловлей рыбы на спиннинг. Увлекательное и полезное оказалось занятие: грибные суп и поджарка с картошкой, да еще в сметанном соусе, были поглощены с большим аппетитом.
Общее мнение: форум «Лучшие учителя Югры – 2008» удался по всем параметрам. Да здравствует форум «Лучшие педагоги Югры – 2009»!