Изображение недоступно
Slider
 


ВХОДИТ В
Российский PR-портал
 
8888
 

Полагаю, что в определенной степени они могут служить индикаторами состояния и перспектив развития образовательной системы России. И уже в значительной мере - показателями профессионализма организаторов. Устроители нашли целесообразным провести знаковые мероприятия практически в одно время. Такое совмещение вроде логично. Спустя месяц после начала нового учебного года «движок» образовательного механизма уже прогрелся до рабочей температуры, и теперь для ускорения в самый раз включить более высокую передачу. К тому же, эти мероприятия придали бы особое звучание профессиональному празднику педагогов – Всемирному дню учителя, который отмечается 5 октября. При хорошем стечении обстоятельств и продуманной до деталей организации, включая PR-составляющую, конец сентября – начало октября прошли бы в стране, в том числе, и под знаменем образования. Отличный стимул для российского учительства!

Но надежда на «хорошее стечение обстоятельств» несостоятельна даже в условиях высокой политической, общественной и экономической стабильности. Для современных менеджеров-прагматиков, к коим себя причисляют многие управленцы, это аксиома. Как и правило - не складывать яйца в одну корзину. Очевидно и то, что форум и конкурс – организационно сложные мероприятия. Разнесение их по времени позволило бы устроителям основательнее подготовить каждое, и в результате добиться лучшего «производственного» эффекта и общественного резонанса.

Впрочем, даже в сложившейся неблагоприятной ситуации, возможно было получить большие дивиденды. Для этого следовало соединить два мероприятия на одной площадке.

Напомню, что форум «Образовательная среда – 2008» проходил во Всероссийском выставочном центре с 30 сентября по 3 октября, а церемония награждения победителей конкурса «Учитель года России – 2008» - в Фундаментальной библиотеке МГУ 3 октября. Надо ли говорить, что 3 октября все внимание VIP-персон и, соответственно, журналистов сосредоточилось на «свеженьком» событии. А обстановка последнего дня форума с утра напоминала скорее экстренную эвакуацию, чем подготовку к торжественному закрытию. Впрочем, к 15 часам закрывать уже было нечего.

Шанс на высокой ноте завершить форум, и к тому же, не исключаю, сэкономить на аренде помещения, не использован. Жаль!

И вдвойне жаль, потому что именно в профессиональном творчестве лучших педагогов страны объективно отражаются и достижения, и потенциал нашего образования.

О том, что в организации конкурса «Учитель года России» есть немало проблем, наслышан от его участников и членов жюри разных лет. Особенные нарекания вызывают критерии определения абсолютного победителя. Но то, что в финальную часть попадают действительно достойные, не сомневаюсь. В этом сентябре неделю наблюдал работу 18 из них в составе «педагогического десанта» в сельских школах сибирской глубинки.

Не раз вспоминал их, видя безлюдные предметные кабинеты выставочной экспозиции 10-го Юбилейного форума «Образовательная среда – 2008». Какая бы забурлила жизнь, проведи здесь свои мастер-классы биолог из Новосибирской области Александр Бухнистов, физик из Ейска Андрей Семке, географ из Сыктывкара Инна Каракчиева, химик из Югры Алексей Баженов, историк из Санкт-Петербурга Сергей Букинич!

От юбилейного мероприятия естественно ждать чего-то необычного. Грех юбиляру упускать такой повод показаться во всей красе, устроить себе и людям праздник. Тем более что форум позиционируется как главная площадка страны, на которой обсуждение насущных вопросов образования и воспитания сочетается с наглядной демонстрацией инновационных разработок, передовых методик, программных и технических средств обучения. То есть - с выставкой.

Поучаствовать в юбилее собралось 350 участников из 50 регионов страны – значительно больше, чем прежде. Под выставку выделили рекордную площадь в самом крупном «международном» павильоне ВВЦ.

Первые скептические мнения довелось услышать сразу после церемонии открытия. Люди бывалые подметили отсутствие «первых лиц и главных телеканалов». Министр образования и науки Андрей Фурсенко ограничился приветственной телеграммой. А единственный из телевизионных грандов государственный телеканал «Россия» дал сюжет на следующий день в утреннем эфире.

Приподнятая атмосфера продержалась еще несколько часов после открытия, пока с экспозицией знакомились почетные гости, и был умеренный поток посетителей. В последующем огромная демо-зона и сцена в центре зала, предназначенные как раз для массовых познавательно-развлекательных мероприятий, за редким исключением пустовали.

Впрочем, и наплыва желающих познакомиться с образовательными инновациями не было. Думаю, причина не в инертности москвичей. Нужна приличная реклама, и чтобы хоть один из дней форума пришелся на выходной. Естественно, нельзя разочаровывать тех, кто уже пришел: «сарафанное радио» по-прежнему самое действенное средство коммуникации.

Вот, например, с каким мнением ушла с выставки заместитель директора по организационно-методической работе ресурсного центра одного из округов Москвы Мария Ганюшкина: «По должности посещаю многие выставки. Эта - очень стандартная, статичная. Нельзя об инновациях говорить таким архаичным языком». А сотрудник Комитета по образованию Администрации Волгоградской области Михаил Кусмарцев выразил твердое убеждение: «Мы все больше погружаемся в виртуальный мир. Сегодня надо искать образное, символическое выражение информации с использованием современных технологий, а не покрывать стенды похожими друг на друга текстами и демонстрировать из года в год одно и то же».

Жесткие оценки. Я согласился с ними после случайного знакомства с уникальной разработкой специалистов Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Она позволяет превратить урок в увлекательное занятие: ученик в игровой интерактивной форме сам себе формулирует и решает на компьютере задания по нескольким предметам, а учитель может самостоятельно конструировать текстовые задачи на основе шаблонов. Но меня к ноутбуку, можно сказать, за рукав притащили. Другого способа привлечь внимание к программе, кроме примитивной листовки, не было. И сколько еще таких шедевров затерялось в бумажных дебрях?

о были и лояльные мнения. Я несколько раз обошел выставочный зал и нашел-таки с десяток оригинальных по дизайну интерактивных площадок, которые резко выделялись среди стандартных блоков-закутков. «Лица не общим выраженьем» отличалась центральная экспозиция - Федерального агентства по образованию. Но она, что называется, вне конкурса. Из других неплохо, например, смотрелась экспозиция Информационно-аналитического центра Департамента образования Москвы. Много желающих было проверить свои водительские навыки у автотренажеров ООО «Аркон» из Воронежа и пообщаться с обаятельной говорящей куклой-анматроником на стенде Департамента образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. По легенде кукла - женщина-ханты Аграфена Теврина, которую посетители видят плывущей в лодке. Связываясь по компьютеру с членами своей семьи и с различными государственными учреждениями, она в такой непринужденной доходчивой форме рассказывает о внедрении информационных технологий в образовательный процесс коренных народов Югры, ведущих традиционный образ жизни.

Именно такое «образное, символическое выражение информации с использованием современных технологий» и оригинальный, исполненный в «хайтековском» стиле, выставочный модуль, обеспечили югорцам победу в одном из пяти проводимых на форуме конкурсов – на лучшую экспозицию.

Я умышленно не останавливаюсь на содержательной части форума. Запланированные семинары, научно-практические конференции, презентации прошли в соответствии с программой. Что-то удалось лучше, что-то так себе. В целом – полезно. Но эта составляющая для большинства посетителей незаметна.

«Все мы живем в мире сравнений, и каждый понимает, что хорошо, что плохо. Российскому образованию есть что показать, у нас есть много того, что не стыдно представить миру», - отметил руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев на открытии форума.

Безусловно, есть. Вот бы еще по-современному и творчески это делать.